Хиль-Роблес удивился пассивности казанских журналистов
26 апреля 2005 года

20 апреля в Страсбурге Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес представил Комитету министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы почти на 150 листах Доклад о его визите в Российскую Федерацию. Напомним, что Комиссар в 2004 году посещал Россию 2 раза: с 15 по 30 июля и с19 по 29 сентября.
В своем Докладе Альваро Хиль-Роблес предпринял попытку анализа ситуации в многих субъектах РФ, в которых побывал, в том числе и в Республике Татарстан.

– На мою встречу с прессой пришло около пятидесяти журналистов, представляющих местные, региональные, федеральные органы печати и агентства прессы, – сообщает Комиссар по правам человека. – Несмотря на то, что в Республике Татарстан публикуется 643 газеты и журнала, журналисты подчеркивали отсутствие разнообразия в информации и сильную зависимость СМИ от властей на местах. Некоторые говорили о массовых и серьезных нарушениях в области свободы слова.
По словам Хиль-Роблеса, сначала он был удивлен пассивностью некоторых журналистов, которые не проявляли инициативы и не отвечали его вопросы, что вынудило его задать вопрос о причинах такого молчания.
– И тогда очень смелая молодая журналистка начала описывать основные проблемы, имеющиеся в этом регионе, – продолжает Хиль-Роблес. – Ее поддержали другие коллеги, и встреча … завершилась на более оживленной ноте.
Со слов Хиль-Роблеса, он смог оценить те усилия и достижения, которые существуют в сфере защиты прав национальных меньшинств и их развития, но выявил также и ряд проблем:
– Должен с самого начала сказать, что был под весьма сильным впечатлением от инициатив Республики Татарстан, направленных на содействие согласию между этническими группами, – заметил Альваро Хиль-Роблес. – Думаю, что Республику Татарстан с полным правом можно назвать лабораторией сотрудничества между различными национальностями.
Среди проблем в этом направлении Комиссар выделил положение вьетнамской общины в Казани. Как следует из Доклада, он выяснил при личной встрече с представителями общины, что большинство из них занимается торговлей и при этом не имеет удостоверения личности.
– Хотя милиция и знает, что эти люди работают нелегально, никого это не волнует, – отмечает Хиль-Роблес. – Из этого логично вытекает, что в свою очередь иностранцы должны выплачивать определенную мзду тем, кто позволяет им работать. При этом данный миграционный «налог» собирает отнюдь не налоговая служба.
Альваро Хиль-Роблес поднимал этот вопрос при встрече с министром внутренних дел Асгатом Сафаровым. Как видно их Доклада, Асгат Ахметович ответил, что он об этом слышал, но что даже несмотря на то, что в последнее время представителям вьетнамской общины выдаются временные разрешения на проживание, проблема остается.
Комиссар по правам человека затронул в своем Докладе и проблему применения насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов Татарстана:
– Я получил многочисленные жалобы на акты насилия со стороны милиции в отношении лиц, находящихся в ИВС или в отделениях милиции, – сообщает Хиль-Роблес. – Во время обсуждения этих вопросов с министром внутренних дел Республики Татарстан он информировал меня о том, что за прошедший год его службы получили 141 жалобу на жестокое обращение со стороны милиции, но при этом служба внутренней безопасности милиции также возбудила 134 дела по своей собственной инициативе.
– Это свидетельствует о том, – делает заключение в своем Докладе Комиссар по правам человека, – что многие граждане просто боятся обращаться с жалобами на насильственные действия со стороны правоохранительных органов. Это может быть объяснено страхом перед возможными ответными действиями, а с другой стороны, некоторые граждане считают, что такие действия нормальны, что совершенно недопустимо.
– Альваро Хиль-Роблес за пару дней пребывания в республике сумел сделать контрольный срез ситуации с правами человека, – говорит председатель Совета Правозащитного Центра города Казани Наталья Каблова. – Пообщавшись как с чиновниками, так и с представителями правозащитных организаций, он точно определил ключевые проблемы.
Как отмечают казанские правозащитники, за девять месяцев, прошедших со времени визита Комиссара, ситуация с МВД Татарстана изменилась в лучшую сторону.
– Нет, бить меньше не стали, об этом свидетельствуют поступающие от граждан сообщения, – продолжает директор проектов Правозащитного Центра Павел Чиков. – Но министерство, наконец, признало существование проблемы. Прокурор Татарстана в феврале этого года указал своим подчиненным на необходимость уделять особое внимание фактам нарушений закона со стороны милиционеров. В настоящее время решается вопрос о допуске правозащитников в закрытые учреждения МВД Татарстана. Это изоляторы временного содержания, спецприемники и медвытрезвители.
– Прошлогодний визит Комиссара по правам человека можно назвать полезным для ситуации с правами человека в республике, – заключает Павел Чиков.

Пресс-служба Правозащитного Центра города Казани